Эффективность закаливания с учётом индивидуальных
особенностей здоровья детей
Одна из оздоровительных задач в учреждении дошкольного образования направлена на повышение сопротивляемости организма путём закаливания.
Эффективность закаливающих процедур может быть достигнута только при строгом соблюдении следующих принципов:
1. Учёт состояния здоровья ребёнка, его возрастных особенностей, индивидуальных свойств его нервной системы и организма в целом.
2. Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий.
3. Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды).
4. Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур.
5. Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры.
Как же осуществляется реализация вышеперечисленных принципов?
Прежде всего, перед проведением закаливающих процедур необходимо распределить детей на группы по состоянию здоровья.
1-ая (основная) - здоровые дети, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.
2-ая группа (ослабленная) - дети с функциональными изменениями со стороны ЛОР-органов, внутренних органов (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания), ЧДБ, с физическим развитием ниже среднего. Для таких детей ограничивается физическая нагрузка, температура воды при проведении водных процедур выше на 2 градуса, чем для детей 1-ой группы. Показано закаливание воздухом.
3-я группа (специальная)- дети с органическими заболеваниями сердца (ВПС), почек (хронический пиелонефрит), печени и лёгких (бронхиальная астма). Этим детям показаны только местные водные процедуры, с согласия законных представителей и детей. Воздушные процедуры должны быть умеренными.
Очень важен индивидуальный подход при закаливании ослабленных детей. Мнение о том, что закаливающие процедуры противопоказаны таким детям, является ошибочным. При строгом индивидуальном подходе им показаны почти все виды закаливания. По мере улучшения здоровья ослабленного ребенка можно постепенно перейти к обычным закаливающим мероприятиям.
В учреждении дошкольного образования должна быть выработана система закаливания.
Прежде всего, проводим мониторинг состояния здоровья детей (учитываем вес, рост, диагноз, определяем группу здоровья, группу по физической культуре, группу закаливания). Все педагоги и специалисты учреждения дошкольного образования должны быть ознакомлены с соматическими особенностями детей, что позволяет обеспечить индивидуализацию и дифференциацию оздоровительного подхода.
Целесообразно на каждую возрастную группу разработать индивидуальные программы закаливания на холодный и летний периоды года.
Рекомендуемый перечень мероприятий в холодный период года для основной группы закаливания:
1. Оздоровительные прогулки (от 2,5 часов до 4 часов).
2. Умывание водой комнатной температуры (холодной) перед приёмом пищи, после каждого загрязнения рук, после сна.
3. Полоскание полости рта после каждого приёма пищи водой комнатной температуры (прохладной).
4. Ходьба босиком по дорожке здоровья после сна 2-10 минут.
5. Воздушные ванны до и после сна 5-10 минут (при температуре 20-22 градуса).
Для ослабленной группы закаливания температура воздействующих факторов выше на 2-4 градуса и время воздействия меньше.
Рекомендуемый перечень мероприятий в летний период для основной группы закаливания:
1.Утренний приём на свежем воздухе.
2.Утренняя гимнастика на улице.
3. Полоскание полости рта водой после каждого приёма пищи.
4. Мытьё рук и лица в течение дня прохладной водой.
5. Сон с доступом свежего воздуха.
6. Воздушные ванны 5-40 минут.
7. Босохождение.
8. Игры с водой при температуре воздуха 20-22 градуса.
9. Мытьё ног, начиная с 34(32) градусов со снижением на 2 градуса через 2 дня.
10. Самомассаж подошв ног.
Ослабленной группе закаливания температура воздействующих факторов больше на 2-3 градуса, а температура снижения медленнее.
Желаем всем крепкого здоровья!