Консультация для педагогов по теме «Особенности летней работы в разновозрастных группах»
Лето — долгожданный для детей и их родителей период отпусков, отдыха, поездок на природу, на море, на дачи. Но даже в летний период достаточно много детей посещают ДОУ. Поэтому для учреждения важно решить вопросы комплектования групп на летний период, графика отпусков сотрудников. Важное значение имеет и планирование мероприятий, проводимых с детьми. Перед работниками ДОУ возникает целый ряд серьезных вопросов. Во-первых, в соответствии с программой воспитания и обучения детей в детском саду учебные занятия в летний период не проводятся, основной акцент делается на разнообразные досуговые мероприятия: детские праздники, экскурсии, спортивные игры и занятия, прогулки на свежем воздухе. Во-вторых, наблюдается устойчивая административная тенденция к объединению детей различного возраста в единую разновозрастную группу, что значительно усложняет единовременное решение разнообразных педагогических задач в таком детском коллективе. В-третьих, именно летом многие родители предпочитают начинать водить своего ребенка в детский сад, справедливо полагая, что в этот период заметно снижен риск простудных заболеваний, которые являйся настоящим бичом для неадаптированных «домашних» малышей. Каким же образом должна быть организована работа ДОУ, чтобы учесть «особые» условия летнего периода? При организации детского досуга важно помнить, что летом мы имеем дело с разновозрастной группой детей, в которую могут попасть дети, никогда раньше не встречавшиеся в одном коллективе. Необходимо тщательно продумывать сам «сценарий» знакомства ребят в новой группе. Если представить всех детей друг другу сразу, впопыхах, скороговоркой, рассчитывая, что потом они сами «перезнакомятся», то это может существенно затруднить сам период формирования разновозрастной группы. Прежде всего, воспитатель, которому предстоит работать в такой группе, должен заранее «попросить о помощи» тех ребят, которых он уже хорошо узнал за предыдущий (учебный) период. Даже если среди ваших воспитан- ников, оставшихся в саду на летний период, собрались, на ваш взгляд, одни «растеряхи» и «неумехи», не опасайтесь доверить им ряд несложных ре- жимных моментов: встреча новичков, прибывающих в группу, знакомство их с помещениями группы, показ их мест за столом и в спальне. 2 Если вы работали в средней группе, а на лето к вам переводят детей более старшего возраста, все равно имеет смысл привлекать малышей к такой «помощи». Это поможет детям младшего возраста быстрее «подтянуться» к своим старшим товарищам, почувствовать себя гостеприимными и радушными хозяевами, которые умеют хорошо принимать новичков в новом, пусть временном доме. Вы сможете сразу сделать «новых» родителей своими союзниками, если объясните им несложные педагогические «заповеди»: - Ни один ребенок не должен чувствовать себя на особых условиях в детском коллективе, иметь исключительные права на что-либо, даже если из-за хронической болезни или перенесенной психологической травмы он нуждается в создании специальных педагогических условий. Надо заранее предусмотреть реальные возможности оказания помощи и поддержки данному ребенку без ущемления прав и интересов других детей. - Нельзя обсуждать в присутствии ребенка достоинства и недостатки его новых товарищей по группе, сообщать детям любую конфиденциальную информацию об их сверстниках, которая может касаться только взрослых (состав семьи ребенка, его национальность, имущественное положение и жилищные условия). Дети разного возраста — это не дети с разными интересами, а дети с различными возрастными особенностями реализации своих желаний, уровнями развития мотивационных потребностей и познавательных спо- собностей. Там, где один ребенок схватывает информацию «с лету», другой долго ее «переваривает». Более старший ребенок заведомо более терпелив и выдержан, чем его непоседливый товарищ младшего возраста. Важнейшая задача взрослых — учитывать различные психофизиологические возможности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при организации общих игр и других досуговых мероприятий в разновозрастной группе.