Рекомендации учителя-дефектолога родителям
по выполнению домашних заданий
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-дефектолога отводятся домашним заданиям.
Логопедическое домашнее задание - это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-дефектолога, но по его поручению.
Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Каково значение домашнего задания учителя-дефектолога?
1. Выполнение домашних заданий является огромной помощью учителю-дефектологу. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям дефектолога, гораздо быстрее и успешнее вводят в повседневную речь не только поставленные звуки, но и сложные речевые конструкции.
Самое главное, что должны понять родители, – без их участия не достигнуть желаемых результатов!
2. Логопедическое домашнее задание имеет большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, закрепляется весь пройденный материала на занятиях у дефектолога.
Родители должны понять то, что, не выполняя требований учителя-дефектолога с ребёнком-дошкольником сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности.
3. Почему родителям необходимо выполнять логопедические домашние задания?
Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.
Основные правила работы при выполнении заданий дефектолога
- Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут 2 – 3 раза в день.
- Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
- Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.
- Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у дефектолога.
- Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
- Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.
- Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
- Приучайте ребенка бережно относиться к тетради.
Что может входить в задания учителя-дефектолога:
- Задание на развитие артикуляционной моторики.
- Задание на развитие мелкой моторики.
- Задание на развитие направленной воздушной струи.
- Задание на автоматизацию поставленного звука
- Лексико-грамматические игры и упражнения.
- Задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыков чтения ( в зависимости от уровня подготовки детей).
Рекомендации родителям для помощи при выполнении домашних заданий с детьми.
- Не превращайте выполнения ребёнком домашних заданий в орудие пыток.
- Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
- Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
- Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
- Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
- Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
- Формируйте у ребёнка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать.
- Консультируйтесь с учителем-дефектологом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий!!
Только тесный контакт в работе учителя-дефектолога и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Учитель-дефектолог: Настусевич Т.С.