Алалия (от греч. а – отрицание, lalio – говорю, речь) – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алалия – одна из форм общего недоразвития речи (ОНР), но эти понятия не следует отождествлять. ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи, имеет место при алалии, детской афазии, может наблюдаться при других сложных формах речевых нарушений у детей: ринолалии, дизартрии. С другой стороны, ОНР выступает как самостоятельное речевое нарушение, когда одновременно выявляются недостаточность словарного запаса, грамматического строя и фонетико-фонематического развития. При алалии ведущими являются языковые нарушения, а неречевые проявления являются вторичными.
В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть токсикоз, несовместимость по резус-фактору, угроза прерывания беременности, инфекционные заболевания матери во время беременности. В то же время исследователи отмечают ведущую роль в возникновении алалии при родовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. В качестве вредоносных факторов указываются алкоголизм, табакокурение, наркомания родителей. К алалии могут привести также мозговые заболевания и травмы головы в первые годы жизни ребенка.
Алалия является сложным органическим нарушением, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.
Таким образом, алалию принято подразделять на следующие виды:
- моторная (нарушается область коры головного мозга, отвечающая за речевые движения);
- сенсорная (нарушается область коры головного мозга, отвечающая за восприятие речи);
- смешанная.
Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное сформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. С учетом локализации места поражения выделяют: моторную эфферентную алалию и моторную афферентную алалию. Основным механизмом нарушения речи при афферентной алалии является кинестетическая апраксия, а при эфферентной — кинетическая апраксия.
Симптоматика алалии представляет собой сложное и нередко взаимосвязанное сочетание языковых и неязыковых нарушений. Она изменяется с возрастом, поэтому многие симптомы детей преддошкольного и дошкольного возрастов могут отсутствовать или иначе проявляться у детей более старших возрастных групп.
Для моторной алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Типичными проявлениями алалии являются аграмматизм, расстройства поиска слов, трудности выбора фонем и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов. У многих детей наблюдаются неязыковые нарушения: неврологические, психопатологические.
Необходимыми критериями при определении экспрессивной алалии являются:
- задержка темпа нормального усвоения языка;
- патологическое развитие языка;
- наличие в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка;
- сохранность слуха;
- удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи.
Проявления речевых симптомов у детей с моторной алалией колеблется: от полного отсутствия экспрессивной речи или наличия в ней единичных элементов языковой системы (отдельных слов, звуков, флексий и т.д.) до незначительных нарушений в какой-либо одной из подсистем (в синтаксической, морфологической, лексической, фонематической). У детей с моторной алалией отмечаются выраженные трудности в формировании звуковых образов слов: владея на достаточном уровне пассивным словарем, дети испытывают стойкие затруднения в назывании слов.
Для детей с экспрессивной алалией характерно расхождение между количественным составом пассивного и активного словаря: как в обыденной жизни, так и в специально созданных экспериментальных условиях дети понимают значения большинства слов, доступных для их возраста, но не могут найти многих слов при их актуализации в экспрессивной речи или допускают своеобразные ошибки. Следует подчеркнуть, что чаще лексическое нарушение у детей с алалией связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Нарушения актуализации слов вызывают разные формы ошибок: отсутствие слов (слова не называются), их замены.
Среди синтаксических нарушений на уровне предложения наиболее показательны следующие. Сложные типы предложений встречаются редко в речи детей с экспрессивной алалией. Для детей характерны: тенденция к отнесению сказуемого в конец предложения («шарик несет»); пропуски членов синтаксических конструкций, преимущественно сказуемого («дедушка газету – дедушка читает газету»); пропуск союзов и предлогов и их неверное употребление и др. Дети с более высоким уровнем речевого развития преимущественно используют сочинительную и некоторые формы подчинительной связи – согласование и управление, тогда как примыкание используется крайне редко.
Синтаксические нарушения на уровне текста (развернутых связных высказываний) у детей с алалией проявляются в отсутствии слов предикатов, ограниченном и неправильном употреблении связи предложений в тексте. Вследствие этого тексты бывают недостаточно развернутыми, в них отмечаются пропуски частей сюжета, нарушаются логические связи.
На морфологическм уровне для детей характерно: несогласование в роде и числе (« красный юбка», «дети одевается»); неверное употребление окончаний множественного числа («глаз — глазы») и др. Много ошибок допускается в глагольных формах. Вместо формы определенного лица и числа употребляется неопределенная форма («мальчики кидать (кидают)»); смешиваются окончания глаголов при изменении по лицам и числам; часто пропускается возвратная частица –ся («катается — катает»); не учитываются изменения, происходящие в слове при спряжении («он шёл и она шёла (шла)») и др.
Итак, при алалии нарушается процесс актуализации нужного слова по звуковым, семантическим, ритмическим и морфологическим признакам. Характерны нестойкость и разнообразие нарушений слоговой структуры слов, нарушений употребления различных грамматических форм. Анализ высказываний детей с алалией позволяет выделить ряд специфических ошибок: элизии (пропуски звуков и слогов); контаминация (смешение элементов двух и более слов: белток – белок, желток); персеверация. Наличие выраженного аграмматизма в сочетании с грубым нарушением звукопроизношения, слоговой структуры слова, снижением фонематического слуха приводят к тому, что речь детей с алалией является малопонятной для окружающих. Для детей с моторной алалией характерна низкая речевая активность.
При алалии сохраняются мелодика, звукоподражание, псевдослова (т.е. слова «изобретаемые» детьми) и другие невербальные средства звуковой коммуникации: крик, смех, писк и т.п. Овладение письменной речью детям с алалией дается с трудом, и у них часто отмечаются различные формы дислексии и дисграфии.
Неречевая симптоматика при алалии включает моторные, сенсорные и психопатологические симптомы. У детей наблюдается общая моторная неловкость, дискоординация движений, неуклюжесть, замедленность и расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.
Особенности познавательной деятельности детей с моторной алалией более индивидуальные, чем их речевые расстройства. У детей наблюдается недоразвитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности. Для детей с алалией характерны нарушения зрительной и слуховой (кратковременной и долговременной ) видов памяти, особенно это касается произвольной памяти. У детей с алалией наблюдаются расстройства произвольного внимания, отвлекаемость. По характеристикам эмоционально-волевой сферы и личности дети с алалией являются разнородными: для одних характерна сохранность эмоционально-волевой сферы; для других – повышенная возбудимость, гиперактивность, стремление к контактам, отсутствие переживания своего языкового расстройства; а для третьих типична повышенная тормозимость.
Диагностика моторной алалии трудна , что объясняется сложностью этого расстройства и сходством его с некоторыми речевыми и неречевыми расстройствами. Следует отличать моторную алалию от нарушений умственного развития (дети с трудностями в обучении, обусловленные задержкой психического развития (ЗПР); интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталые); ранним детским аутизмом задержкой речевого развития).
Различный механизм речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью и алалией определяет особенности динамики речевого развития у этих двух категорий детей. Так, дети с интеллектуальной недостаточностью к
6-7 годам при неосложненных формах олигофрении спонтанно овладевают простыми грамматическими стереотипами родного языка, тогда как дети с моторной алалией спонтанно не могут овладеть правильной речью.
Отставание в развитии речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет тотальный равномерный характер и касается недоразвития как импрессивной, так и экспрессивной речи. При алалии наблюдается превалирующее недоразвитие или импрессивной, или экспрессивной речи в зависимости от формы (моторной, сенсорной). Грубых нарушений понимания речи при моторной алалии не наблюдается . У детей с моторной алалией звуковой и слоговой состав слова нарушен первично, а у детей с интеллектуальной недостаточностью вторично. Дети с алалией нарушают структуру фразы, тогда как у детей с интеллектуальной недостаточностью она сохраняется, но отчетливо выступает семантический аграмматизм. Так же дети с нарушением интеллекта не могут правильно отобрать мысль, нарушают логику повествования, передачу событий во времени.
В психическом развитии у младших дошкольников с нарушением интеллекта более отчетливо проявляется неспособность к познавательной деятельности, эмоциональная бедность. У детей с алалией отмечаются дифференцированные эмоциональные реакции, критическое оценивание своей речевой недостаточности. Темп психического развития у детей с алалией значительно выше, чем у детей со снижением интеллекта, но ниже чем у нормально говорящих.