Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Как помочь неговорящему ребёнку

Дата: 25 ноября 2021 в 22:33

«Как помочь неговорящему ребёнку»

         В последнее время, придя на консультацию к учителю - дефектологу, очень часто родители одинаково описывают свои жалобы, что активный словарь их ребёнка состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звуко - подражаний и звуковых комплексов. При этом широко используют указательные жесты, мимику. Дети пользуются одним и тем же звуковым комплексом для обозначения предметов, действий, качеств,  обозначая разницу значений интонацией, мимикой, жестами. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как  однословные предложения.

Все это характерно для неговорящих, безречевых детей.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы. Отличается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Тяжёлое недоразвитие речи приводит к нарушениям поведения, психической активности, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка.

Группа неговорящих детей неоднородна, однако для всех характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности.

Уважаемые родители! Бабушки и дедушки! Если вы хотите обучить ребёнка какому-либо действию, выполняйте его сами на глазах у ребёнка. Помните, ведь подражание – одно из основных средств воспитания и обучения.

Приведу несколько способов стимуляции речевой активности.

У каждого ребёнка должен быть свой «Логопедический альбом» или «Книжка-малышка». Изготовьте его совместно с ребёнком (используйте для этого толстую тетрадь и красочно его оформите). Этот альбом станет формой взаимодействия «дефектолог - ребёнок - семья».

В альбоме помещается необходимый текстовый и картинный материал. Выполняя  задание, важно, чтобы картинки подбирались и вырезались совместно с ребёнком. Это создаст эмоциональный настрой на дальнейшие занятия.

В книжке –малышке на первой странице поместите фотографию ребёнка и можно сделать надпись, например: «Алёшкина книжка». В эту же книжку можно наклеить фотографии ребёнка, запечатлённые в момент выполнения различных действий: Алёша умывается, кушает, плачет и т.д. Попросите ребенка найти в книжке нужное действии и выполнить его. Сопровождайте просмотр иллюстрации эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь?» и т.д.

«А у нас порядок».

Не ограничивайте ребёнка от домашних дел, давайте ему посильные поручения, комментируйте все ваши действия. Например: приучайте ребёнка убирать игрушки не просто на полку, а раскладывайте их по цветным коробочкам соответственно цвету или сортируйте в отдельную коробочку животных, в другую – посуду и т.д. Поначалу помогайте в процессе сортировки и сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим машинки, а в эту – кубики». Поощряйте ребёнка во всех даже самых маленьких успехах.

Привлекайте ребенка к работе по дому, сопровождайте свои действия комментарием.  Закладывая белье в стиральную машину, попросите ребенка подать ту или иную вещь. По возможности – готовьте совместно пищу: позвольте расставить ребёнку посуду, помыть фрукты и т.д. Обращайте внимание ребёнка на запахи при приготовлении пищи, а в следующий раз попросите угадать продукт по запаху или на вкус, тем самым вы пополните словарный запас признаков (кислый, сладкий и т.д.).

Неговорящие дети часто не могут планировать, контролировать свою деятельность. На невербальном материале (с помощью картинок) научите ребёнка планированию. Например, перед походом на прогулку составьте наглядный план, для этого используйте старые журналы и газеты, найдите и вырежьте те действия, которые вы запланировали. Разложите их последовательно, проговорите все действия, а после прогулки предложите ребёнку снова разложить картинки в нужной последовательности.

Немаловажное значение имеют «игры-поручения», которые способствуют пониманию предложенных простых и многоступенчатых инструкции. Поручайте ребёнку «важные дела», это те действия, которые он сам может выполнить, при этом давайте чёткие инструкции. Например: «Унеси книжку в свою комнату» - это простая инструкция, а вот многоступенчатая: «Унеси книжку в свою комнату и положи её на полку рядом с другими книгами» и т.д. Когда ребёнок выполнит поручение, объясните, что хорошего в том, что он сделал.

Для развития слухового внимания, иногда родители могут давать поручения шёпотом, играя в разведчиков.

  • Стимулируйте ребёнка к произнесению простых слов и не требуйте повторения сложных. Поощряйте любое проявление речевой активности, при этом демонстрируйте верный образец речи.
  • Не удовлетворяйте все потребности ребёнка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы. Дайте хотя бы одним звуком выразить его.
  • Если ребёнок выразил свои желания жестом, мимикой, обязательно проговорите его.

Это малая часть игр и способов стимуляции речевой деятельности. Творите, воображайте, придумывайте и ваш ребенок обязательно вас порадует.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.