Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Игровые приёмы автоматизации звуков

Дата: 25 ноября 2021 в 22:11

Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию пра­вильного произношения зву­ков. Четкое, верное произно­шение необходимо для уверен­нoгo общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и даль­нейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к поста­новке звука он приступает тог­да, когда ребенок научится легко, быстро, правильно вос­производить основные движе­ния и положения органов ар­тикуляционного аппарата, не­обходимые для данного звука, четко отличать правильное зву­чание от искаженного на слух. К автоматизации поставленно­го звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предва­рительной подготовки, без по­иска нужной артикуляции по­ставленный звук.

Умение свободно и правиль­но использовать поставленный звук в самостоятельных устных высказываниях формируется медленно. Предлагая детям большое количество трениро­вочных упражнений, необходимо четко соблюдать после­довательность в системе уп­ражнений, переходя от более простых к более сложным фор­мам речи: от произношения слогов к произношению от­дельных слов различной зву­кослоговой структуры, от ко­ротких предложений к распро­страненным, от повторения вслед за логопедом слогов, слов, фраз, небольших текстов и стихотворений к самостоя­тельному их заучиванию.

При автоматизации звука в слогах следует соединять за­крепляемый согласный с глас­ными а, ы, о, у: сначала в пря­мые слоги: са, сы, со, су, за­тем в обратные, далее в слоги, где согласный звук находит­ся между гласными: аса, асы, аса, асу и, наконец, в слоги со стечением согласных: ста, сты, сто, сту. Необходимое условие быстрейшей автомати­зации звука - постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.

Автоматизация звука в слогах - важный, но мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. Если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет бы­стрее, так как даст возможность развивать слуховое и зритель­ное внимание, мелкую мотори­ку пальцев рук и умение сво­бодно и правильно использовать поставленный звук в слогах.

Ниже приведены упражне­ния на автоматизацию звука в слогах.

1. Каждый палец здорова­ется с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым зву­ком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.

2. Загибать поочередно паль­цы и произносить слоги: ука­зательный - са, средний ­со, безымянный - сы, мизи­нец - су.

3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно про­износя слоги.

4. Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.

5. Произносить слоги, на­давливая подушечками паль­цев одной руки на пальцы другой.

6. Отгадать загадки:

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

(Еж.)

С хозяином дружит, Дом сторожит,

Живет под крылечком, А хвост колечком.

(Собака.)

Не мышь и не птица

В лесу резвится.

На деревьях живет

И орешки грызет.

(Белка.)

Помочь зверюшкам-героям загадок добраться к их люби­мой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги: са, со, су, сы.

7. Помочь пароходику до­браться до острова, проводя пальцем по волнам, произно­ся слоги.

8. Прочитать стихотворение:

Вот бабочка крыльями

Машет слегка.

Куда она сядет,

Не знаем пока.

Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнеся слоги: са, со, су, сы.

Если дошкольник умеет пользоваться карандашом, это упражнение выполняет­ся на большом листе бумаги.

9. Прочитать стихотворение:

Ч то случилось

Вдруг с клубком?

Был он круглым

толстяком, катился,

Все худел и - растворился!

Проговаривать слоги ас, ос, ус, ыс, нарисовать, как раз­матывается клубок.

А теперь наш самолет

Отправляется в полет.

Вместе с ним мы полетим,

Путь его изобразим.

Нарисовать путь самолета, проговаривая слоги: аса, асо, асу, асы.

И про рыбку не забудь

В речке или море.

Нарисуй-ка рыбкин путь.

Нарисовать путь рыбки,  произнося слоги: ста, сто, сту, сты.

10. Провести ровные до­рожки по пунктирным лини­ям и произносить слоги: ла, ло, лу, лы. Раскрасить все, что нравится.

11. «Показать», как ползет крокодил, как плывет рыбка, катаются на качелях черепа­хи. Провести карандашом прямую, волнистую и наклон­ную линии, одновременно проговаривая слоги: ал, ол, ул, ыл .

12. Произносить слоги: ала, ало, алы, алу, одновременно обводить линии взлетов и при­землений летающих аппара­тов.

13. Обвести волны, в кото­рых плавают дельфины, про­износя слоги: гла, пла, ела, фла.

14. Прочитать стихотворе­ние:

А сейчас мы на ракете

Полетим к другой планете.

В гости ждет давно она,

Называется - Луна.

Произносить слоги: ар, ар,

ур, ер, яр, ир, одновременно рисуя путь ракеты.

В работе над автоматизаци­ей звука в слогах можно ис­пользовать игрушки из «кин­дер-сюрприза». Дети очень любят эти забавные игрушки и стараются произносить зву­ки в слогах правильно.

• Скажи столько раз слог ла, сколько игрушек.

• Выбери красные квадра­ты и скажи столько же раз слог ла

• Выбери львят (дельфинов, крокодильчиков и др.) и ска­жи столько же раз слог са (со, су, сы). Надо говорить пра­вильно, тогда львята попадут в Африку, помоги им.

Закрепление знания цвета также можно включать в за­нятия на автоматизацию зву­ка в слогах.

• Скажи столько раз слог ас (ос, ус, ис), сколько красных карандашей (синих, желтых, зеленых).

Эти упражнения дают воз­можность (при разных вариа­циях) закреплять не только знания цветов, но и знания геометрических фигур.

Использование лексичес­ких тем служат богатым ма­териалом на этапе автомати­зации звука в слогах.

«Накрой па стол»

Назвать продукты питания и посуду, изображенные на картинке. Объединить (прове­сти линии) предметы в пары. Проводить линии, произнося слоги: ра, ро, ру, ры. Назвать продукты и посуду, в которой они хранятся.

«Одежда»

Провести линии от клубоч­ка к шапочке, подобрав соответ­ствующий цвет. Произносить слоги: аш, ош, уш, иш, яш, еш.

Ответить на вопросы:

Из чего связана шапочка? (Из шерсти.)

Какая шапочка? (Шерстя­ня.)

Какого она цвета?

«Коза и козлята»

Посмотреть внимательно на картинку и сказать, куда спря­тались козлята, откуда выгляды­вают козлята? Провести дорож­ки от козлят к маме-козе, про­говаривая слоги: за, зо, зу, зы.

Используемые упражнения на развитие пальцевой мото­рики для автоматизации зву­ков в слогах стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положи­тельно сказывается на исправ­лении дефектов произноше­ния у детей; совершенствуют внимание и память, облегча­ют усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов за­действовано в коррекционной работе над звукопроизношени­ем, тем эффективней ее ре­зультат. Данные упражнения позволяют превратить автома­тизацию звуков в слогах в ув­лекательную и эмоциональ­ную игру.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.