Речь ребенка формируется постепенно. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Четкое, верное произношение необходимо для увереннoгo общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Ошибки в произношении звуков поможет исправить логопед, но к постановке звука он приступает тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного на слух. К автоматизации поставленного звука следует переходить лишь тогда, когда ребенок произносит легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции поставленный звук.
Умение свободно и правильно использовать поставленный звук в самостоятельных устных высказываниях формируется медленно. Предлагая детям большое количество тренировочных упражнений, необходимо четко соблюдать последовательность в системе упражнений, переходя от более простых к более сложным формам речи: от произношения слогов к произношению отдельных слов различной звукослоговой структуры, от коротких предложений к распространенным, от повторения вслед за логопедом слогов, слов, фраз, небольших текстов и стихотворений к самостоятельному их заучиванию.
При автоматизации звука в слогах следует соединять закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у: сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные, далее в слоги, где согласный звук находится между гласными: аса, асы, аса, асу и, наконец, в слоги со стечением согласных: ста, сты, сто, сту. Необходимое условие быстрейшей автоматизации звука - постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.
Автоматизация звука в слогах - важный, но мало интересный для ребенка вид работы, заключающийся в многократном повторении за логопедом. Если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику пальцев рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
Ниже приведены упражнения на автоматизацию звука в слогах.
1. Каждый палец здоровается с большим пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
2. Загибать поочередно пальцы и произносить слоги: указательный - са, средний со, безымянный - сы, мизинец - су.
3. Сгибать кисти в кулак и разгибать, одновременно произнося слоги.
4. Поставить ладони на стол, сжимать и разжимать пальцы, произнося слоги.
5. Произносить слоги, надавливая подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
6. Отгадать загадки:
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.
(Еж.)
С хозяином дружит, Дом сторожит,
Живет под крылечком, А хвост колечком.
(Собака.)
Не мышь и не птица
В лесу резвится.
На деревьях живет
И орешки грызет.
(Белка.)
Помочь зверюшкам-героям загадок добраться к их любимой еде, проводя пальцем по линиям и произнося слоги: са, со, су, сы.
7. Помочь пароходику добраться до острова, проводя пальцем по волнам, произнося слоги.
8. Прочитать стихотворение:
Вот бабочка крыльями
Машет слегка.
Куда она сядет,
Не знаем пока.
Помочь бабочке сесть на цветок, проводя пальцем по пути ее полета и произнеся слоги: са, со, су, сы.
Если дошкольник умеет пользоваться карандашом, это упражнение выполняется на большом листе бумаги.
9. Прочитать стихотворение:
Ч то случилось
Вдруг с клубком?
Был он круглым
толстяком, катился,
Все худел и - растворился!
Проговаривать слоги ас, ос, ус, ыс, нарисовать, как разматывается клубок.
А теперь наш самолет
Отправляется в полет.
Вместе с ним мы полетим,
Путь его изобразим.
Нарисовать путь самолета, проговаривая слоги: аса, асо, асу, асы.
И про рыбку не забудь
В речке или море.
Нарисуй-ка рыбкин путь.
Нарисовать путь рыбки, произнося слоги: ста, сто, сту, сты.
10. Провести ровные дорожки по пунктирным линиям и произносить слоги: ла, ло, лу, лы. Раскрасить все, что нравится.
11. «Показать», как ползет крокодил, как плывет рыбка, катаются на качелях черепахи. Провести карандашом прямую, волнистую и наклонную линии, одновременно проговаривая слоги: ал, ол, ул, ыл .
12. Произносить слоги: ала, ало, алы, алу, одновременно обводить линии взлетов и приземлений летающих аппаратов.
13. Обвести волны, в которых плавают дельфины, произнося слоги: гла, пла, ела, фла.
14. Прочитать стихотворение:
А сейчас мы на ракете
Полетим к другой планете.
В гости ждет давно она,
Называется - Луна.
Произносить слоги: ар, ар,
ур, ер, яр, ир, одновременно рисуя путь ракеты.
В работе над автоматизацией звука в слогах можно использовать игрушки из «киндер-сюрприза». Дети очень любят эти забавные игрушки и стараются произносить звуки в слогах правильно.
• Скажи столько раз слог ла, сколько игрушек.
• Выбери красные квадраты и скажи столько же раз слог ла
• Выбери львят (дельфинов, крокодильчиков и др.) и скажи столько же раз слог са (со, су, сы). Надо говорить правильно, тогда львята попадут в Африку, помоги им.
Закрепление знания цвета также можно включать в занятия на автоматизацию звука в слогах.
• Скажи столько раз слог ас (ос, ус, ис), сколько красных карандашей (синих, желтых, зеленых).
Эти упражнения дают возможность (при разных вариациях) закреплять не только знания цветов, но и знания геометрических фигур.
Использование лексических тем служат богатым материалом на этапе автоматизации звука в слогах.
«Накрой па стол»
Назвать продукты питания и посуду, изображенные на картинке. Объединить (провести линии) предметы в пары. Проводить линии, произнося слоги: ра, ро, ру, ры. Назвать продукты и посуду, в которой они хранятся.
«Одежда»
Провести линии от клубочка к шапочке, подобрав соответствующий цвет. Произносить слоги: аш, ош, уш, иш, яш, еш.
Ответить на вопросы:
Из чего связана шапочка? (Из шерсти.)
Какая шапочка? (Шерстяня.)
Какого она цвета?
«Коза и козлята»
Посмотреть внимательно на картинку и сказать, куда спрятались козлята, откуда выглядывают козлята? Провести дорожки от козлят к маме-козе, проговаривая слоги: за, зо, зу, зы.
Используемые упражнения на развитие пальцевой моторики для автоматизации звуков в слогах стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей; совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективней ее результат. Данные упражнения позволяют превратить автоматизацию звуков в слогах в увлекательную и эмоциональную игру.