Адаптация к детскому саду
Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Как же формируется у ребёнка способность к адаптации?
Когда ребёнок поступает в детский сад, для него меняются всё. Основные параметры среды - материальна обстановка, встреча с незнакомыми взрослыми, большим количеством сверстников, несовпадение приёмов воспитания дома и в детском саду.
Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов ребёнка приводит к психическому напряжению, а это вызывает изменение в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (ухудшается сон, аппетит, дети оказываются играть с другими детьми). Страхи перед всем новым, плюс разлука с близкими ему людьми – всё это приводит к стрессу, т.е. адаптация для ребёнка – это стресс. В результате стресса ребёнок может уйти в себя. У ребёнка изменяется температура тела, биоэлектрическая активность кожи, снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребёнка. Дети по - разному переносят трудности, связанные с адаптацией. Наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации ребёнка (наличие или отсутствие общения ребёнка со сверстниками). Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.
Важно заранее имеет знакомство с воспитателями ребёнка. В ходе беседы необходимо рассказать о вашем ребёнке (о его привычках, особенностях поведения, о том, что ребёнок любит и не любит, какие предпочитает игры, о методах воспитания принятых в семье) - обо всём том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребёнком.
Каждый ребенок адаптируется по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее, кто-то легче, кто-то тяжелее. Но в целом выделяют три фазы процесса адаптации:
- Острая фаза − сопровождается разнообразными колебаниями в состоянии ребенка, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, большей, чем обычно капризности, плаксивости; фаза длится в среднем один месяц.
- Подострая фаза − поведение ребенка характеризуется как нормальное, то есть все сдвиги уменьшаются и наблюдаются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.
- Фаза компенсации − характеризуется ускорением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
Различают 3 степени адаптации:
1. Лёгкая адаптация, при которой ребёнок проявляет напряжение в виде кратковременного отрицательного эмоционального состояния. У него в первое время поступления в детский сад ухудшается сон и аппетит, он неохотно играет с другими детьми, но поведение входит в норму в течение 10-15 дней; ребенок нормально прибавляет в весе, хорошо ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения сада.
2. При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно. Может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса и завершаются без каких-либо осложнений.
3. Самым нежелательным проявлением является тяжёлая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев) может протекать в 2-х вариантах. Это либо повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями – отиты, бронхиты, пневмонии и др., либо стойкие нарушения поведения, граничащие с преневротическими состояниями. Например, дети ни за что не расстаются с какой-нибудь вещью или игрушкой, принесённой из дома. Часто стараются спрятаться или уйти куда-нибудь. Сидят в раздевалке и зовут маму, спят только сидя и т.д. У таких детей бурная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановке детского сада, наблюдающееся в первые дни и сменяется очень часто вялым безразличным состоянием.
Для того чтобы облегчить адаптацию ребенка к детскому саду необходимо соблюдать некоторые условия:
- расскажите ребенку о детском садике заранее, поиграйте с ним в детский сад, скажите, что детский сад − привилегия детей, и что взрослых туда не пускают;
- не оставляйте ребенка в саду на целый день сразу, приучайте его постепенно;
- создайте комфортный, бесконфликтный климат для него в семье;
- будьте спокойны, не показывайте ребенку свое беспокойство по поводу детского сада;
- создайте в выходные дни дома такой же режим, как и детском саду;
- не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за капризы.
ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ
- Если ребенок плачет при расставании с мамой, проанализируйте, так ли тяжело расставаться ему с папой или другими членами семьи. Если с кем-то из них ребенок чувствует себя утром комфортнее, то пусть, пока он не адаптируется, в сад его приводят бабушка, дедушка, старшая сестра или брат. Спросите воспитателя, как долго еще после Вашего ухода ребенок плачет. Если сразу после того, как он оказывается в группе, малыш перестает плакать, то спокойно отправляйтесь на работу или учебу, наверняка Ваш ребенок чувствует себя отлично.
- Если ребенок плачет еще долго после Вашего ухода, постарайтесь узнать, какие занятия и игрушки способны отвлечь малыша от переживаний: интересная книжка, игрушка, завтрак или веселая игра. Тогда по дороге в детский сад можно подробно рассказать, какое приятное событие или игрушка ожидает ребенка в группе. Причем говорить нужно даже если ребенок не умеет разговаривать.
- Если же ребенок плачет весь день, то можно взять с собой в группу какой-то привлекательный для него предмет, или предмет, который будет напоминать ему о маме. Можно повесить в группе фотографии мам всех детей. Пусть ребенок видит Ваше лицо и вспоминает Вас.
- Будьте последовательны и тверды в своих решениях. Не позволяйте ребенку манипулировать Вами, и вынуждать Вас из-за слез и капризов забирать его домой
- Можете найти какой-нибудь ненужный ключ, который можно ежедневно вручать ребенку, отправляя его в сад. Положите его в кармашек малышу и скажите ему, что это ключ от квартиры (или от дома), и что Вы не сможете без ребенка (у которого остался ключ!) попасть домой. Это поможет малышу обрести уверенность, что мама и папа обязательно заберут его вечером, а не «забудут» его в детском саду.
- Попробуйте заранее придумать и отрепетировать несколько разных способов прощания утром. Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, поглаживание по спинке и др. Это поможет ребенку отвлечься от грустных мыслей, а со временем станет своеобразным ритуалом, и будет радовать и ребенка и родителей.
- Даже если после работы Вы устали и раздражены, сердиты на кого-то, постарайтесь не показывать этого ребенку. Как бы ни был мал ребенок, он «прочитает» Ваше состояние. Пусть встреча с Вами станет для ребенка праздником. Будьте внимательны к нему, похвалите, поцелуйте.
- А после детского сада дайте ребенку возможность попрыгать, поиграть в подвижные игры. А дома устройте небольшой семейный праздник, во время которого Вы можете похвалить его за проведенный день. Это поможет ребенку понять, что его ждут и гордятся им. Подобная доброжелательная обстановка поможет ему быстрее адаптироваться к детскому саду и не переживать во время прощания с Вами.