«Играем с пальчиками – развиваем речь»
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. Сухомлинский.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.
Но каким же образом развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук напрямую влияют на развитие речи. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи — это два. Заряд положительных эмоций — это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.
Вам известно, что мелкая моторика развивается во время рисования, лепки, аппликации, конструирования, ручного труда. Также важно использовать такие виды работ, как штриховка, шнуровки, мозаика, графические диктанты и т.д.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп.
Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, а вы в них поиграете.
Виды пальчиковых игр:
- Пальчиковые игры с предметами.
- Активные игры со стихотворным сопровождением.
- Игры - манипуляции.
- Пальчиковые игры на основе сказок.
- Пальчиковые кинезиологические игры.
- Пальчиковые игры с элементами самомассажа.
- Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
Так как в последнее время значительно возрос всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми мы их рассмотрим более подробно.
- Самомассаж кистей рук (шестигранный карандаш, грецкие орехи, массажные мячики, шишки, массажный шарик Су-Джок)
- Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.
- Игры с платочками.
- Игры с бигуди.
- Игры с разнообразными резиночками.
- Игры со щётками.
- Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.
- Игры с бусами и шерстяной ниткой.
- Игры с счетными палочками.
- Игры с решетками.
- Игры с песком.
- Игры с бросовым материалом.
- Пальчиковые кинезиологические игры
- Самомассаж можно сопровождать стихотворениями или использовать музыкальное сопровождение.
Упражнение с шестигранным карандашом.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим -
И огонь себе добудем.
Самомассаж.
«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Упражнение с массажным мячиком.
Мой весёлый круглый мяч,
Щеки круглые не прячь.
Я тебя поймаю,
В ручках покатаю. (Мячик катают в руках).
- Пальчиковые игры с бельевыми прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» пальчики:
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»
- Игры с платочками.
У меня живёт Проглот
Весь платок он скушал, вот
Сразу стало у Проглота
Брюхо как у бегемота. ( Берём платочек за два уголка, пальцами обеих рук собираем платочек в обе ладони).
- Игры с бигуди.
Трудно ролик мне вести
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
- Игры с разнообразными резиночками.
Надевают поочерёдно на каждый пальчик .
Тигр, жираф,
Огромный слон,
Зебра, пума и бизон,
Два шакала, бегемот –
Он стоит разинув рот,
А над ними – царь зверей.
Назови его скорей.( Назвав льва, дети сжимают пальцы в кулак).
- Игры со щётками.
Зубной щеткой растирают подушечки пальцев.
- Игры аппликаторами Кузнецова или Ляпко.
«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.
Шел медведь к своей берлоге.
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил» -
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец
- Игры с бусами и шерстяной ниткой.
- Игры с счетными палочками
- Ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними…
- Строим «сруб» из спичек. Чем он выше и ровнее, тем лучше.
- Выкладывание фигуры из счетных палочек по образцу, по представлению.
- Игры с решетками.
Игра с решеткой для раковины «Гном».
Шел по лесу добрый гном
С разноцветным колпачком.
Шел и песню напевал,
И вразвалочку шагал.
Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
- Игры с песком (пескотерапия).
- Игры с бросовым материалом.
- Игры с пробками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно пробовать двумя руками одновременно.
- Пальчиковые кинезиологические игры или по другому их называют «гимнастика мозга». Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
А сейчас я предлагаю проиграть вместе несколько кинезеологических. игр. «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.
Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длинный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь индивидуален и не равномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное окружение.
Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с детьми дошкольного возраста.