Образовательный проект
«Экономно расходуем воду - бережём природные богатства Беларуси»
1.Описание проекта
Тип проекта:
По количеству участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный
По доминирующему виду деятельности: исследовательский, познавательный, игровой
По числу участников:
Дети старшего возраста, родители воспитанников, воспитатели
Информационная характеристика проекта:
Тема проекта «Экономно расходуем воду - бережём природные богатства Беларуси»
Учреждение образования: ГУО «Ясли-сад №3 г. Лида»
Автор проекта: творческая группа
Адрес: г. Лида, ул. Кирова,5; тел. 52-75-95
Временные рамки реализации проекта: август 2016 года
2.Описание деятельности:
Актуальность проблемы
Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко принял решение об объявлении 2013 года Годом бережливости в целях обеспечения максимально эффективного и рационального использования природных, топливно-энергетических, материальных и трудовых ресурсов, совершенствования системы организации производства за счет оптимизации затрат, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, соблюдения гражданами принципов экономии и бережливости, воспитания у них хозяйственности.
Однако стать рачительным в одночасье невозможно, это качество личности формируется на протяжении длительного времени. Причем чем раньше начать – тем быстрее и лучше получится результат. Еще Аристотель писал, что привычки, приобретенные в детстве, определяют всю дальнейшую жизнь человека. И положительный пример взрослого в экономии и бережливости всех ресурсов играет первостепенную роль в экономическом воспитании дошкольников.
Важно научить детей ценить и понимать окружающий мир предметов, воспитывать привычку беречь природные богатства: воду, тепло, электроэнергию, газ. Ведь экономя природные ресурсы, каждый из нас сберегает труд огромного количества людей, приумножает богатства страны.
Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Знакомство детей с круговоротом воды в природе.
3.Цель проекта
- Стимулирование и поддержка пытливости естественной любознательности детей.
- Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы.
- Определение значимости воды для жизни всего живого на Земле.
4.Задачи проекта
- Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы
- Сформировать представление о том, что вода в природе совершает круговорот
- Сформировать у детей экологические знания, культуру и бережное отношение к природе
- Сформировать у детей желание рационального и бережного отношения к воде
- Способствовать формированию представлений о простейших связях между явлениями в природе
- Активизировать представления о взаимосвязи качества воды и здоровья человека
- Развивать логическое мышление, создавая проблемные ситуации
- Создать условия для проведения практических опытов с водой.
- Воспитать гуманно – ценностное отношение к природе, любовь ко всему живому
- Раскрыть значение воды в жизни человека; подвести детей к пониманию, того, насколько мы взаимозависимы друг от друга
5.Задачи педагогов
- Создать условия для формирования элементарных экологических знаний.
- Предоставить возможность осваивать знания в доступной форме.
- Формировать эмоционально – положительное отношение к природе.
- Познакомить с взаимосвязью и взаимодействием всех объектов природы.
- Познакомить с проблемой загрязнения водного пространства Земли, с правилами личной безопасности.
- Способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе.
- Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.
Успех реализации проекта обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- Создание экспериментального уголка на участке.
- Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
- Личностно – ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.
- Активное участие родителей в проектной деятельности.
- Создать условия для самостоятельной деятельности в рамках проекта.
6.Гипотеза проекта:
Если реализовать деятельностный подход во всех видах детской деятельности с выделением причинно-следственных связей, задействованием всех анализаторов, то возможна положительная мотивация в бережном отношении к водным ресурсам.
7.Предполагаемый результат
- Повысился уровень мотивации к образовательному процессу;
- Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям.
- Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- Дети знают свойства воды.
- Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой обитания и образом жизни.
- Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.
- Дети применяют на практике знания о бережном отношении к воде.
8.Презентация проекта:
1. Игры - эксперименты
2. Чтение художественной литературы
3. Беседы
4. Фотовыставка
5. Дидактические игры, подвижные игры
6.Выпуск информационной брошюры «Домашняя экономия»
9.Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап.
- Подборка материала, пособий, литературы по теме.
- Проведение бесед с детьми в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».
- Чтение детям сказок, рассказов о воде: Б.Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».
- Беседы по содержанию прочитанных текстов.
- Загадывание загадок о воде и ее различных состояниях.
- Разучивание стихотворений песен о воде.
- Рассказывание экологических сказок о воде.
- Изготовление «капелек воды».
- Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном отношении к воде для проведения экологической акции.
II. Исследовательский этап.
1. Рейд «Берегиня».
В течение проекта дети вместе с воспитателями:
- проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах.
- результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации.
- беседуют с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».
- Научно-эмпирические методы:
а) опыты и эксперименты
- «Когда льется вода, когда капает»
- «В какую бутылку быстрее нальется вода»
- «Волшебная вода»
б) знакомство детей с водой и ее свойствами.
в) наблюдения: за состоянием воды;
- «Путешествие капельки»;
- художественная деятельность: «Это волшебная вода» (портрет воды), «Что нам вода» (профессии), «Где живет вода» (плакаты в защиту рек и воды).
г) беседы
д) интервьюирование родителей.
III. Обобщающий этап.
- Придумывание экологических сказок о воде, ее пользе для всего живого
- Распространение опыта и знаний для других детей и взрослых (памятка для детей и родителей «Домашняя экономия»)
- Оформление тематической ширмы совместно с родителями «Давайте беречь воду».
- Экологические, подвижные, дидактические, музыкальные игры.
- Фотовыставка.
- Подготовка рекомендаций.
10.Содержание проектной деятельности
№ п/п |
|
Содержание работы |
|
Ожидаемые результаты |
1. |
Подготовительный Цель: создать условия, необходимые для запуска проекта, определить формы и методы работы с детьми, выявить исходное состояние представлений у детей. |
Подборка материала, пособий оборудования, чтение художественной литературы, ручной труд и др. |
с 29 июля по 2 августа |
Воспитанники проявляют интерес к исследуемой проблеме, |
2. |
Исследовательский Цель: организовать исследовательскую, практическую деятельность воспитанников |
Проведение исследования с оформлением журнала, организация опытов, экспериментов, наблюдений, бесед, интервьюирования |
с 5 по 16 августа |
Воспитанники анализируют результаты наблюдений, делаютвыводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе |
3. |
Обобщающий Цель: обобщить, проанализировать результаты деятельности, подготовить рекомендации |
Создание творческих детских рассказов, разработка памятки для детей и взрослых «Домашняя экономия», презентация результатов деятельности (игры), фотовыставка, подготовка рекомендаций. |
с 19 по 23 августа |
У воспитанников сформирована положительная мотивация в бережном отношении к водным ресурсам, применяют полученные знания в детском саду и дома. |
11.Обеспечение проектной деятельности
- Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь к началу 2007/2008 учебного года для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, от 26.06.2007 № И-10-16/103.
- Шкляр, С., Ладутько, Л. Метод проектов для любознательных дошкольников/ С.Шкляр, Л.Ладутько// Пралеска: науч.-метод.журнал.- Мн., 2009.- №6.
- Боровлёва, А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования/ А.В.Боровлёва// Управление ДОУ.- М., 2006.- №7.
- Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ/ Т.Н.Тебенева// Управление ДОУ.- М., 2007.- №1.
- Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста/ И.В.Штанько// Управление ДОУ.- М., 2004.- №4.
- Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников/ А.А.Петрикевич.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008.
- Материалы республиканского семинара-практикума «Развитие проектной культуры в управленческой деятельности и образовательном процессе дошкольных учреждений».
Проект « Берегите воду! Вода-источник жизни!»
Время проведения: август 2013года
Цель: приобщить детей к рациональному использованию ресурсов воды.
Цель, поставленная перед детьми: осуществить практические дела, направленные на сбережения запасов чистой воды, развивать у детей интерес исследовательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
I. Подготовительный этап.
- Подборка материала, пособий, литературы по теме.
- Проведение бесед с детьми в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».
- Чтение детям сказок, рассказов о воде: Б.Заходер «Что случилось с водой», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».
- Беседы по содержанию прочитанных текстов.
- Загадывание загадок о воде и ее различных состояниях.
- Разучивание стихотворений песен о воде.
- Рассказывание экологических сказок о воде.
- Изготовление «капелек воды».
- Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном отношении к воде для проведения экологической акции.
II. Исследовательский этап.
1. Рейд «Берегиня».
В течение проекта дети вместе с воспитателями:
- проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды в кранах.
- результаты рейда ежедневно отмечают в журнале регистрации.
- беседуют с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».
- Научно-эмпирические методы:
а) опыты и эксперименты
- «Когда льется вода, когда капает»
- «В какую бутылку быстрее нальется вода»
- «Волшебная вода»
б) знакомство детей с водой и ее свойствами.
в) наблюдения: за состоянием воды;
- «Путешествие капельки»;
- художественная деятельность: «Это волшебная вода» (портрет воды), «Что нам вода» (профессии), «Где живет вода» (плакаты в защиту рек и воды).
г) беседы
д) интервьюирование.
III. Обобщающий этап.
- Придумывание экологических сказок о воде, ее пользе для всего живого
- Распространение опыта и знаний для других детей и взрослых (памятка для детей и родителей «Домашняя экономия»)
- Оформление тематической ширмы совместно с родителями «Давайте беречь воду».
- Экологические, подвижные, дидактические, музыкальные игры.
- Фотовыставка.
Предполагаемый результат:
- Закладываются основы бережного отношения к ресурсам: воде.
- Воспитывается ответственность за порученное дело.
- Развивается коммуникабельность.
- Популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.
Список используемой литературы:
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль: Академия развития, 2003.
- Алексеева Е.Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.
- Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-Пб.: «Детство-пресс». 2001.
- Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в детском саду. Экология. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2004
- Кирикэ Г. Ребенок и природа //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 3. – С. 3-9.
- Киселева Л.С., Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: Арктри. 2005
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Костюченко М. Экспериментируем //Дошкольное воспитание. – 2006. – № 8. – С. 27-37.
- Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста //Управление ДОУ. – 2005. – № 2. – С.57-66.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду //Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 34-38.
ЭKOЛOГИЧECKAЯ CKAЗKA «KOPOЛEBA-BOДA»
Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.
У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa.
Kopoлeвa - Boдa нaблюдaeт зa людьми и видит, кaк oни ждyт ee пoмoщницy - вeдь бeз вoды нeльзя ни yмытьcя, ни пoecть, ни пoпить. Люди вceгдa любили вoдy и бepeгли ee, Kopoлeвa тoжe любилa людeй и вceгдa пocылaлa вoвpeмя cвoиx пoмoщниц нa зeмлю и людям. Taк пpoшлo мнoгo лeт...
Люди пpидyмaли мaшины, зaвoды, фaбpики. Из-зa иx дымa и кoпoти Kopoлeвa - Boдa yжe нe мoглa нaблюдaть зa Зeмлeй. Ho oнa вepилa людям, чтo oни тaкжe paдyютcя дoждю и бepeгyт кaждyю кaпeлькy вoды. Oднaжды Kopoлeвa зaмeтилa, чтo кaпeльки вoзвpaщaютcя c Зeмли гpycтныe. Toгдa oнa peшилa caмa пocмoтpeть, чтo пpoиcxoдит нa зeмлe. Kopoлeвa пpeвpaтилacь в тyчкy и пoлeтeлa нa зeмлю.
To, чтo oнa yвидeлa, oчeнь пoтpяcлo и oбидeлo Kopoлeвy - вoды. «Дoмa» ee кaпeлeк были yжacны - нa мopяx и oкeaнax, тaкиx кpacивыx и гoлyбыx paньшe, тeпepь плaвaли oгpoмныe пятнa нeфти, a ee дpyгиe мacляныe oтxoды oн кoтopыx rибли oбитaтeли глyбин. Peки cтaли мeлкими, пo бepeгaм лeжaли гpyды мycopa. Пo pyчьям и oзepaм вcюдy плaвaли бyтылки и бaнки. A в дoмax людeй зpя льeтcя вoдa из кpaнa и ee мaлeнькиe, тpyдoлюбивыe кaпeльки yтeкaют в гpязнyю кaнaлизaцию.
«Hy нeт» - пoдyмaлa Kopoлeвa - тaк oбpaщaтьcя c coбoй я нe пoзвoлю!». И oнa yлeтeлa в cвoй зaмoк, зaбpaв вcex cвoиx пoмoщниц.
Люди cнaчaлa ничeгo нe пoняли. Пoчeмy- тo в дoмax нe cтaлo cвeтa, пepecтaли paбoтaть зaвoды и фaбpики, нe cтaлo в квapтиpax вoды. Люди пoшли нa peчки и oзepa, нo тaм былo пycто, лишь oдин мycop нa днe. Oчeнь тяжeлo пpишлocь людям. Oни чacтo пoднимaли pyки к нeбy, oни ждaли дoждя.
Дым и кoпoть поcтeпeннo pacceялиcь, и Kopoлeвa cнoвa yвидeлa Зeмлю и людeй, oни пpocили y нee вoды и Kopoлeвa cжалилась нaд людьми, пocлaлa нeмнoгo cвoиx пoмoщниц. Увидeв вoдy, люди oчeнь oбpaдoвaлиcь. Oни пoняли, чтo были caми вo вceм винoвaты. Люди дaжe yдивилиcь, чтo нe зaмeчaли, кaк oбижaли вoдy.
Oни oчиcтили вoдoeмы и кaпeльки нa этoм нe ycпoкoилиcь, нe ocтaнoвилиcь. Им oчeнь пoнpaвилocь дышaть чиcтым вoздyxoм и пить чиcтyю вoдy. Учeныe вceй Зeмли coбpaлиcь и пpидyмaли cпeциaльныe oчиcтитeли, фильтpы для фaбpик и зaвoдoв. В дoмax cнoвa пoявилcя cвeт, в кpaнax вoдa, в вoдoeмax зaплecкaлacь pыбa. Bce cтaлo кaк пpeждe. Toлькo yжe никтo нe мoг бpocить в peкy мycop или ocтaвить нe зaкpытым кpaн. Люди oпять cтaли бepeчь и любить вoдy. A Kopoлeвa - Boдa cнoвa мoглa любoвaтьcя пpeкpacнoй зeлeнoй –плaнeтoй Земля.