Образовательный проект «Цветущий городок»
1.Описание проекта
Тип проекта:
По количеству участников: групповой
По продолжительности: среднесрочный
По доминирующему виду деятельности: исследовательский, познавательный, игровой
По числу участников:
дети среднего и старшего возраста, родители воспитанников, воспитатели дошкольного образования
Информационная характеристика проекта:
Тема проекта «Цветущий городок»
Учреждение образования: ГУО «Ясли-сад №3 г. Лида»
Автор проекта: заместитель заведующего по основной деятельности Остроушко И. В.
Адрес: г. Лида, ул. Кирова,5; тел. 64-65-98
Временные рамки реализации проекта: май-сентябрь 2019 года
2.Описание деятельности:
Актуальность проблемы
Учреждение дошкольного образования - это второй дом для воспитанников и сотрудников. Свой дом всегда хочется сделать светлым, уютным, непохожим на другие.
Безусловно, эффективность педагогического процесса во многом зависит от созданной среды учреждения дошкольного образования, которая рассматривается как один из факторов развития личности ребенка. Значимый компонент развивающей среды – это благоустроенная, грамотно оформленная территории учреждения, которая носит не только эстетический аспект экологического воспитания дошкольников. Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного, патриотического и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром, которые лучше всего решать в летний оздоровительный период.
Мы ставили перед собой задачу создать индивидуальный облик территории учреждения дошкольного образования, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники и сад должны были гармонично включаться в проект и соответствовать интересам детей. Одним из основных принципов, которым мы руководствовались – это сохранение уже существующих зеленых насаждений, работа по созданию своего неповторимого образа, используя современные тенденции благоустройства и озеленения территории.
Сегодня наша территория радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков, создает хорошее настроение умело подобранной композицией цветов.
Совместная деятельность детей, педагогов, родителей позволила реализовать цель раннего включения ребенка в эколого-ответственное отношение к жизни (это ответственность за состояние природы, стремление и умение активно участвовать в охране природы). Кроме этого, участие детей в озеленении и цветочно-декоративном оформлении территории несет не только развивающую, но и оздоровительную функцию. Реализация проекта облегчила решение задач формирования и развития экологической культуры, патриотического воспитания участников образовательного процесса, способствовала пропаганде природоохранных знаний не только среди воспитанников и их родителей, но и жителей микрорайона и гостей учреждения.
3.Цель проекта
- Благоустройство и озеленение территории учреждения дошкольного образования путём создания эмоционально-благоприятных условий для формирования экологической грамотности воспитанников через организацию познавательной, трудовой, творческой деятельности детей.
4.Задачи проекта
- Формировать представления о группе растениях (цветах) на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой.
- Формировать представления о простейших связях между явлениями в природе.
- Развивать интерес к разнообразию цветов.
- Развивать логическое мышление, создавая проблемные ситуации.
- Создать условия для проведения практических опытов и экспериментов с цветами, организации труда в природе (цветнике).
- Воспитывать любовь к малой родине, ответственность за состояние природы ближайшего окружения.
5.Задачи педагогов
- Создать условия для формирования элементарных экологических представлений.
- Предоставить возможность формировать представления в доступной для ребёнка форме.
- Познакомить с взаимосвязью и взаимодействием живой и неживой природы.
- Формировать представления о разнообразии цветов и цветочно-декоративного оформления
- Формировать гуманно-ценностное отношение к цветам как части природы ближайшего окружения.
- Создать условия для самостоятельной, познавательной, игровой, творческой деятельности в рамках проекта.
- Закреплять правила поведения в природе.
Успех реализации проекта обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- Созданием мини-клумб на участках, разных форм цветочно-декоративного оформления на территории учреждения дошкольного образования (клумб, арабески, рабаток, бордюра, альпийской горки, контейнерного сада, солитера, рокария, массива свободной формы и др.), выращивания и приобретение посадочного материала разных видов цветов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
- Готовностью педагогов к осуществлению экологического образования воспитанников.
- Личностно – ориентированным взаимодействием взрослого и ребёнка в процессе осуществления проекта.
- Разработкой перспективного планирования образовательного процесса с детьми и родителями в рамках реализации проекта.
- Активным участием законных представителей в проектной деятельности.
- Созданием условий для самостоятельной детской деятельности в рамках проекта.
6.Гипотеза проекта:
Если реализовать деятельностный подход во всех видах детской деятельности с выделением причинно-следственных связей, задействованием анализаторов, то возможна положительная мотивация к изучению, уходу, бережном отношении ребёнка к миру цветов, природе малой родины.
7.Предполагаемый результат
- Повысился уровень мотивации к образовательному процессу;
- Дети имеют представление о том, что цветы — часть растительного мира, которая учит нас восхищаться прекрасным и неповторимым творением природы, понимать взаимосвязь в природе.
- Воспитанники научились простейшим трудовым навыкам по выращиванию и уходу за цветами.
- Дети могут анализировать результаты наблюдений, делать простейшие умозаключения и выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
- Дети осознают необходимость бережного отношения к цветам, как к природе ближайшего окружения.
- Дети владеют навыками о способах ухода за цветами, правильного поведения в природе.
- Дети знают и понимают, что их Родиной является Республика Беларусь, Гродненская область.
8.Презентация проекта
- Красивые ухоженные цветочные клумбы на территории учреждения дошкольного образования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
- Альбом с изображением основных элементов цветочно-декоративного оформления (клумба, арабески, рабатка, бордюр, альпийская горка, контейнерный сад) территории учреждения дошкольного образования.
- Картотека опытов с растениями.
- Картотека художественной литературы, стихов, экологических сказок о цветах.
- Картотека бесед о цветах.
- Картотека подвижных, пальчиковых, сюжетно-ролевых игр о цветах.
- Картотека загадок, пословиц и поговорок, примет (цветочные часы) про цветы.
- Альбом «Правила поведения в природе».
- Альбом «Цветы Красной книги Беларуси».
- Картотека квест-игр с детьми по экологии.
- Схемы «Дыхание растений», «Строение растений», «Как вырастить цветок».
- Дидактические игры «Обведи по контуру», «Собери букет», «Построй логическую цепочку», «Сколько спрятано цветов?», «Определи, что за чем (уход)?» и др.
- Раздаточные карточки с садовыми, луговыми цветами.
- Игровые развивающие комплексы «Сажаем цветы на клумбе», «Цветы на клумбе.
9.Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап.
1.Изучение интереса детей, родителей для определения целей проекта.
2.Определение уровня сформированности представлений и умений у воспитанников по теме.
3.Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников образовательного проекта.
4.Подбор иллюстраций, картин, пособий, игр, материалов для познавательной, экспериментальной, трудовой, игровой деятельности детей и взрослых.
5.Разбивка цветочной клумбы (точки экологической тропы) «Моя Родина» с выделением каждой области Беларуси.
6.Взаимодействие с попечительским советом
Яслей-сада №3 г. Лида по приобретению посадочного материала.
II. Организационный этап – реализация проекта
С воспитанниками
Научно-эмпирические методы
а) опыты и эксперименты
- «Сухая и влажная почва»
- «Цветы лотоса»
- «Куда растут корни»
- «Разноцветные растения»
- «Фокусник Бальзамин»
- «Хитрые семена»
- «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить»
- «Летающие семена»
б) сравнение
- Цветов цветочных клумб по внешнему виду
- Способов ухода за разными цветами
в) наблюдения
- состояние цветов (лепестков) в разное время суток
- видами цветов
- почвой
Нерегламентированная и игровая деятельность
- Беседа "Цветы – краса земли", Музыкальная деятельность (слушание песен о цветах) "Музыкальный калейдоскоп".
- Дидактические игры "Цветочный магазин", "Собери цветок из геометрических фигур"; "Сложи цветок" (строение цветка), "Угадай цветок по загадке, по иллюстрации", "Угадай цветок по описанию", Цветы – талисманы", «Цветы-лекари» и др.
- Лепка "Цветок – это чудо", «Летний ковёр».
- Детский дизайн «Цветы нашего сада», «Цветочная фея».
- Рисование "Солнышко на ножке", "Портрет – цветы улыбаются", "Букеты для мам" (нетрадиционные техники).
- Разучивание стихотворения "Одуванчик" Е. Благинина
- Рассматривание цветов Красной книги Беларуси, "В гости к первоцветам".
- Музыкальная деятельность – "Цветочные сны"
- Слушание музыкальных произведений: П.И Чайковский "Вальс цветов". Ю. Антонов "Не рвите цветы…"
- Квест-игра «Путешествие в Фитоландию» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
- Ручной труд «Венок на Купалье» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), «Букет», заготовка растительного материала для засушивания.
- Рассматривание произведения живописи: И. Хруцкий «Цветы и фрукты», В. Жолтак «Колокольчики лесные».
- Чтение: А. Толстой "Колокольчики", Е. Благинина "Ромашка", экологических сказок про цветы.
- Вечер загадок "Загадки цветочной феи".
- Трудовая деятельность (труд в природе): высадка рассады, прополка, полив, рыхление, обрывание сухих листочков и соцветий, сбор и просушка семян.
С законными представителями
- Помощь в подборе песенного и музыкального материала о цветах для прослушивания в учреждении образования и дома.
- Помощь в подборе иллюстративного материала, фото и репродукций картин о цветах.
- Консультация "Лекарственные и ядовитые растения" (основы безопасного поведения в природе).
- Консультация "Лечебная сила ромашки".
- Участие в творческом конкурсе "Цветы вокруг нас" (поделки из бросового, природного, вторичного материала – коробки, пластик, целлофан и др.).
Со специалистами
Привлечение специалистов учреждения образования (учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя) как участников образовательного процесса с целью реализации задач образовательного проекта "Цветочный городок" в интеграции образовательных областей "Искусство" (музыкальная деятельность), "Ребёнок и природа», «Ребёнок и обществ", «Развитие речи».
III. Обобщающий этап.
- Оформление выставки творческих поделок и рисунков "Цветы вокруг нас".
- Проведение праздника «Бал цветов».
- Изучение представлений о цветах у детей.
- Анализ участия законных представителей в проекте.
- Круглый стол «Как воспитать юного эколога?» (рефлексия с участниками образовательного процесса «Острова»), оформление результатов работы по проекту.
- Распространение опыта и знаний для других детей и взрослых (памятка для детей и родителей «Эти удивительные цветы»)
- Подготовка консультаций, рекомендаций.
10.Содержание проектной деятельности
|
|
Содержание работы |
|
Ожидаемые результаты |
1. |
Подготовительный Цель: создать условия, необходимые для запуска проекта, определить формы и методы работы с детьми, выявить исходное состояние представлений у детей о цветах ближайшего окружения. |
Подборка материала, пособий оборудования, чтение художественной литературы, ручной труд и др. |
Май 2019 |
Воспитанники проявляют интерес к исследуемой проблеме |
|
Цель: организовать исследовательскую, познавательную практическую, трудовую, художественную, самостоятельнуюдеятельность воспитанников |
Проведение исследования с оформлением журнала, организация опытов, экспериментов, наблюдений, бесед |
июль, август 2019 |
Воспитанники анализируют результаты наблюдений, делаютвыводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе |
3. |
Обобщающий Цель: обобщить, проанализировать результаты деятельности, подготовить рекомендации |
Создание творческих детских рассказов, рисунков, разработка памятки для детей и взрослых «Эти удивительные цветы», видеоролика станция экологической тропы «Цветник», презентация результатов образовательного проекта «Цветочный городок» на общем родительском собрании |
|
У воспитанников сформирована положительная мотивация в изучении, охране природы ближайшего окружения, применяют полученные знания в детском саду и дома. |
11.Обеспечение проектной деятельности
Казаручик Г.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. Н. Казаручик. – Минск: Национальный институт образования, 2014. – 71 с.
Ладутько, Л.К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016–2019. – 48 с.: ил.
Ладутько Л.К. Ребенок познает мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр; под ред. Л.К. Ладутько. – Минск: УП «Технопринт», 2005. – 228 с.
Петрикевич, А.А. Экологическая мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Аверсэв, 2016–2018. – 40 с.: ил. – (Умнейка!).
Учебная программа дошкольного образования: утверждено Министерством образования Республики Беларусь – Минск: Национальный институт образования, 2012. – 416 с.
Читаем детям: хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 3 т. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Смаль. – Минск: Экоперспектива, 2015. – Т. 3: От 5 до 7 лет. В 2 кн., кн. 1. – 463 с.
Шкляр, С., Ладутько, Л. Метод проектов для любознательных дошкольников/ С.Шкляр, Л.Ладутько// Пралеска: науч.-метод.журнал.- Мн., 2009.- №6.