Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПРАКТИКУМ «Методика ознакомления воспитанников с правилами пожарной безопасности»

Дата: 23 сентября 2021 в 09:20

ПРАКТИКУМ

«Методика ознакомления воспитанников с правилами пожарной безопасности»

В глубокой древности люди научились добывать и использовать для жизненных нужд чудо природы - огонь. Он стал им верным другом : согревал в холода, защищал от хищников, С годами человечество совершило значительный шаг вперёд, и сегодня уже не счесть всех сфер, где используется огонь.

Вместе с тем  следует помнить, что огонь прячет в себе и страшную разрушительную силу. Пожары,  возникающие вследствие неосторожного обращения с ним, приводят к многочисленным жертвам, оставляют людей без жилья, требуют больших государственных затрат.

Часто главными виновниками пожаров являются дети. Их легкомысленное отношение к огню, незнание элементарных правил пожарной безопасности порой стоят им жизни. Находясь в помещении , где возник пожар , ребёнок обычно не гасит его, а , испугавшись, прячется в шкаф, под кровать, чем подвергает себя смертельной опасности.

Поэтому в дошкольных учреждениях с детьми (начиная со среднего дошкольного возраста) осуществляется профилактическая работа, которая предполагает: формирование навыков безопасного пользования теми или иными предметами  , знакомство с простейшими приёмами борьбы с огнём. Не менее одного раза в месяц проводятся специальные занятия, цель которых – осмысленное освоение дошкольниками правил поведения с предметами , неосторожное обращение с которыми может привести к пожару.

Так, на занятии, посвящённом ознакомлению с профессией повара ,целесообразно организовать непосредственное наблюдение за работой представителя данной профессии. Рассказывая о трудовой деятельности повара,  знакомя с орудиями его труда , педагог сообщает детям, что огонь не опасен для человека и его жизни в том случае, если на кухне порядок, а вблизи огня нет  легковоспламеняющихся материалов. При этом внимание детей следует обратить на то, как все же осторожно работает повар у горячей плиты. Можно подвести детей к плите на такое расстояние, чтобы они почувствовали дыхание жара. Этот прием психологически оправдан, т.к. формирует рефлекс самосохранения.

Занятие «Мой дом» позволит в игровой форме познакомить дошкольников с правилами пользования предметами домашнего обихода: утюгом, газовой плитой,  электрочайником и др. Дети учатся описывать форму, цвет, величину соответствующих игрушек, находить им практическое применение. Действия с орудиями-игрушками. Различные игровые ситуации, организуемые педагогом, помогают сообща овладеть правилами эксплуатации бытовых приборов в реальной жизни.

Полученные знания об особенностях огня, о правилах поведения с потенциально опасными предметами закрепляются в дидактических играх «Что для чего?», »Кому что нужно для работы?».

В группе 6 – 7го года жизни дошкольники знакомятся с простейшими правилами пользования телевизором и магнитофоном.  С этой целью проводится, например,  сюжетно – ролевая игра «семья». Создавая интерьер квартиры, дети обязательно пользуются игрушечным телевизором и магнитофоном. В ходе игры воспитатель учит правильно включать и выключать эти приборы, заостряет внимание на необходимости  выключать свет, уходя из квартиры, напоминает, что невыполнение этого правила может послужить причиной пожара. Многократное повторение таких действий  в игровых ситуациях формирует навыки соблюдения пожарной безопасности, вводит их в структуру свободного поведения ребенка.

Постепенно дети не только знакомятся с правилами пользования разными приборами, но и расширяют свои представления о том, как люди борются с возникшим по той или иной причине пожаром.

Рассказывая дошкольникам о труде пожарных, целесообразно организовать экскурсию в пожарную часть. Дети узнают о том, что для борьбы с огнем используется специальная техника и оборудование: пожарные машины, длинные лестницы, «рукава», огнетушители, огнеупорная форма. По сигналу тревоги пожарная команда незамедлительно выезжает к месту пожара, а весь городской транспорт уступает дорогу пожарным машинам, т.к. они спешат на помощь людям, которым угрожает опасность.

Воспитатель сообщает одинаковый для всех городов номер пожарной службы – «101», службе спасения «112». Дети учатся набирать эти номера на мобильном телефоне, правильно сообщать адрес, по которому случился пожар. Обязательно их внимание заостряется на том, что нельзя звонить по этому номеру без надобности, т.к.  выехав на ложный вызов, пожарная команда может не успеть к месту настоящего пожара.

Если детский сад расположен в сельской местности, дошкольников следует сводить на экскурсию к месту, где расположен противопожарный щит с орудиями, пояснить их назначения, рассказать о том, что, заметив пожар, дежурный подаст сигнал - бьет набат. Услышав этот сигнал, жители села с ведрами и лопатами  спешат гасить огонь.

Во время экскурсий по детскому саду следует показать специально отведенные места, где находятся огнетушители, ящик с песком, лопаты и багор, пояснить, что все это предназначено для того, чтобы в случае пожара взрослые могли предотвратить распространение огня. Внимание дошкольников обращают и на то, что в здании детского сада есть запасные выходы, предназначенные для эвакуации в случае пожара. Этими выходами не пользуются ежедневно, возле них не следует ставить игрушки, санки, велосипеды, чтобы не затруднять возможность воспользоваться дверьми в случае необходимости. Ключ от запасного выхода - на пожарном щите. Такая экскурсия способствует формированию серьезного отношения дошкольников к возможности возникновения пожара, предостерегает от баловства с огнем.

Продуктивной формой работы по ознакомлению дошкольников  с правилами пожарной безопасности является также рассматривание сюжетных иллюстраций, на которых изображены сцены борьбы людей с пожаром  и спасения детей из огня. В процессе обсуждения педагог подчеркивает, что иногда взрослые спасают детей  ценой собственной жизни. Это вызывает у дошкольников эмоциональные переживания, которые оставляют глубокий след в памяти, предостерегают от неправильных действий. Можно предложить детям самим нарисовать картину с соответствующим сюжетом, составить рассказ по картине либо продолжить рассказ, начатый учителем.

 В работе с детьми старшего дошкольного возраста активно используются произведения художественной литературы (С.Маршак «Пожар», Р.Рогов «Красивая работа, пожарным стать охота»., Е.Ильин «Огонь друг и враг человека»,  Е.Хоринская  «Спичка-невеличка», Г. Зайцев» Уроки Айболита», Б. Шалаева «Большая книга правил поведения воспитанных детей» и др.). загадки, пословицы и поговорки соответствующей тематики.

Таким образом,  все формы работы с детьми направлены на то, чтобы научить ребенка осознанно, самостоятельно заботиться о своем здоровье, видеть и предвидеть опасность, сформировать у него правильный стереотип  поведения в чрезвычайных ситуациях.

                                           

                                                                     Подготовил  воспитатель дошкольного образования Зуб Л. Г.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.