Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развиваем речь в игре

Дата: 26 апреля 2022 в 09:23

Развиваем речь в игре

В процессе игр де­ти учатся на практике самостоятельно применять получен­ные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умствен­ное развитие, осознанное усвоение окружающего.

Помимо закрепления и расширения имеющихся у ребен­ка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т.е. умение жить в коллективе сверстников.

С детьми 4-6 лет можно провести игру «Опиши предмет», задачей такой игры является «Учить детей описывать предмет по основным признакам (уделить особое внимание материалу, из которого сделан предмет)». Разви­тию речи способствует дидактическая игра «Чудесный мешо­чек». Содержание игры — знакомство с предметами. Дидак­тическая задача в этой игре — закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игруш­ка. Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применить в игре знания, которые они получили во время коррекционных занятий. Кроме того, такая игра способствует разви­тию речи и мышления. Игровое, действие — вынуть игрушку на ощупь из краси­вого, «чудесного мешочка». Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась, на ощупь, вынув, назвать ее, сказать, из чего она сделана, и рассказать о ней все, что он знает.

Игра «Чудесный мешочек» с указанной дидактической задачей может быть проведена и через 2—3 дня. Эта же иг­ра может быть проведена и повторно, но с усложнением  дидактической задачи. Так, например,  ребенку необходимо дать задание вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по   материалу, из   которого игрушки сделаны, играют ими. При подготовке к этой игре
необходимо подобрать игрушки из определенных материалов.     

Движения пальцев рук сти­мулируют деятельность ЦНС (центральной нервной системы) и ускоряют развитие речи ре­бенка. Постоянная стимуля­ция зон коры головного моз­га, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопеди­ческого воздействия.

Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской игре. Знания, уме­ния и навыки, получаемые в игре, помогут детям ориенти­роваться в окружающем мире. А чтобы они выросли всесто­ронне развитыми, им нужно много самых разных игрушек.

Сегодня в магазинах огром­ный выбор наборов для кон­струирования, головоломок и других игр. Однако не стоит забывать и об игрушках и предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазиро­вать, можно придумать новое применение. Они принесут не меньше пользы для  детей, чем специальные игры из разряда развивающих. Игры с хозяйственной утварью — самые простые, доступные и приносят детям огромную радость. Например такой игрушкой стали бельевые прищеп­ки, занятия с которыми мож­но отнести к нетрадиционной форме работы.

 Приведу пример некоторых игр целью которых являются:

  • Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов.
  • Закреплять правильное про­изношение звуков в слогах и словах.
  • Упражнять в слоговом ана­лизе и синтезе.
  • Развивать мелкую мотори­ку рук.
  • Обучать дифференциации звуков в слогах.

Игра «Цвет — звук»

Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки

красного, зеленого, синего цвета.

Задание, Ребенку предлага­ют выбрать карточку со сло­гом и соотнести цвет прищеп­ки со звуком на карточке. Ребенок должен четко прого­варивать звук и называть цвет прищепки, которую он вы­брал.

Например: слог та: звук [м] — твердый согласный, по­этому прищепка синяя;

звук [а] — гласный, поэто­му прищепка красная.

Игра «Определи, какой звук в слове»

Оборудование: две карточ­ки со слогами: на одной — изучаемый звук твердый, на другой — мягкий; цветные прищепки.

Задание. Определить, твер­дый или мягкий звук [с] на карточке, и прикрепить нуж­ную прищепку. Ребенок при­крепляет и четко проговарива­ет звук.

Игра «Подбери картинку к схеме»

Оборудование: предметные картинки, цветные прищеп­ки, схемы слов, состоящих из одного или двух слогов.

Задание. Подобрать картин­ку к заданной схеме (схема слова составлена с помощью прищепок).

Игра «Угадай, какой звук»

Оборудование: картинка, изображающая триоли (музы­кальный инструмент с клави­шами); прищепки зеленого и синего цвета.

Задание. Произнести пра­вильно соответствующий звук в зависимости от цветового сигнала прищепки (имитируя игру триолями).

Игра «Смотри не ошибись!»

Оборудование: предметные картинки или игрушки, схе­ма, прищепки.

Задание. Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить, где он находится (в начале, середи­не, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.

Игра «Куда поставим ударение?»

Оборудование: схема слова; прищепка черного цвета.

Задание. Прочитать слово. С помощью прищепки отме­тить ударный слог.

Игра «Предложение»

Оборудование: деревянные прищепки; карточка с пред­ложением.

Задание. Прочитать предло­жение и разделить его на сло­ва. Составить схему этого предложения с помощью при­щепок (каждая прищепка — одно слово).

Так будет выглядеть полный звукобуквенньй анализ слова.

К преимуществу перечис­ленных игр относится удобная форма контроля за выполне­нием ребёнком заданий.

Использованная литература:

  1. Косинова, Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких / Е.М. Косинова – М.: Эксмо, ОЛИСС, 2007. – 192 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.