Развиваем речь в игре
В процессе игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.
Помимо закрепления и расширения имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т.е. умение жить в коллективе сверстников.
С детьми 4-6 лет можно провести игру «Опиши предмет», задачей такой игры является «Учить детей описывать предмет по основным признакам (уделить особое внимание материалу, из которого сделан предмет)». Развитию речи способствует дидактическая игра «Чудесный мешочек». Содержание игры — знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре — закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка. Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применить в игре знания, которые они получили во время коррекционных занятий. Кроме того, такая игра способствует развитию речи и мышления. Игровое, действие — вынуть игрушку на ощупь из красивого, «чудесного мешочка». Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась, на ощупь, вынув, назвать ее, сказать, из чего она сделана, и рассказать о ней все, что он знает.
Игра «Чудесный мешочек» с указанной дидактической задачей может быть проведена и через 2—3 дня. Эта же игра может быть проведена и повторно, но с усложнением дидактической задачи. Так, например, ребенку необходимо дать задание вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. При подготовке к этой игре
необходимо подобрать игрушки из определенных материалов.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС (центральной нервной системы) и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.
Тактильные ощущения и мелкая моторика развиваются в детской игре. Знания, умения и навыки, получаемые в игре, помогут детям ориентироваться в окружающем мире. А чтобы они выросли всесторонне развитыми, им нужно много самых разных игрушек.
Сегодня в магазинах огромный выбор наборов для конструирования, головоломок и других игр. Однако не стоит забывать и об игрушках и предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Они принесут не меньше пользы для детей, чем специальные игры из разряда развивающих. Игры с хозяйственной утварью — самые простые, доступные и приносят детям огромную радость. Например такой игрушкой стали бельевые прищепки, занятия с которыми можно отнести к нетрадиционной форме работы.
Приведу пример некоторых игр целью которых являются:
- Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов.
- Закреплять правильное произношение звуков в слогах и словах.
- Упражнять в слоговом анализе и синтезе.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Обучать дифференциации звуков в слогах.
Игра «Цвет — звук»
Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки
красного, зеленого, синего цвета.
Задание, Ребенку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребенок должен четко проговаривать звук и называть цвет прищепки, которую он выбрал.
Например: слог та: звук [м] — твердый согласный, поэтому прищепка синяя;
звук [а] — гласный, поэтому прищепка красная.
Игра «Определи, какой звук в слове»
Оборудование: две карточки со слогами: на одной — изучаемый звук твердый, на другой — мягкий; цветные прищепки.
Задание. Определить, твердый или мягкий звук [с] на карточке, и прикрепить нужную прищепку. Ребенок прикрепляет и четко проговаривает звук.
Игра «Подбери картинку к схеме»
Оборудование: предметные картинки, цветные прищепки, схемы слов, состоящих из одного или двух слогов.
Задание. Подобрать картинку к заданной схеме (схема слова составлена с помощью прищепок).
Игра «Угадай, какой звук»
Оборудование: картинка, изображающая триоли (музыкальный инструмент с клавишами); прищепки зеленого и синего цвета.
Задание. Произнести правильно соответствующий звук в зависимости от цветового сигнала прищепки (имитируя игру триолями).
Игра «Смотри не ошибись!»
Оборудование: предметные картинки или игрушки, схема, прищепки.
Задание. Назвать игрушки или картинки, где слышится звук, и определить, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепить прищепку к схеме.
Игра «Куда поставим ударение?»
Оборудование: схема слова; прищепка черного цвета.
Задание. Прочитать слово. С помощью прищепки отметить ударный слог.
Игра «Предложение»
Оборудование: деревянные прищепки; карточка с предложением.
Задание. Прочитать предложение и разделить его на слова. Составить схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка — одно слово).
Так будет выглядеть полный звукобуквенньй анализ слова.
К преимуществу перечисленных игр относится удобная форма контроля за выполнением ребёнком заданий.
Использованная литература:
- Косинова, Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких / Е.М. Косинова – М.: Эксмо, ОЛИСС, 2007. – 192 с.